Бренд должен быть запоминающимся и вызывать у потребителей запланированные ассоциации. Чтобы сделать марку уникальной, специалисты подбирают правильную форму, содержание и цвет.
Цвет оказывает глубокое воздействие на подсознание человека. Он может разозлить, подзадорить, поднять настроение или расстроить. Человек даже может не осознавать, откуда берутся эти странные эмоции, но причиной их появления будет именно цвет.
Психологи и сейчас продолжают изучать воздействие разных оттенков на мозг, но до сих пор так и не нашли однозначного ответа на вопрос, по какому принципу одни цвета ассоциируются с приятными вещами, а другие вызывают стойкую неприязнь? Еще древние наделяли оттенки сакральным смыслом. В дизайне цвет занимает одну из ведущих позиций. Он создает настроение. Первопроходцами в области изучения цветов были Ньютон, Гёте, Иттен, Мансел, Филд. В разное время классифицировать оттенки и изучить их природу пытались физики, художники, писатели.
Хорошо, если человек обладает уникальным талантом – «чутьем цвета». Такие люди умудряются с легкостью подбирать гармоничные сочетания, которые в идеальном балансе уживаются в композиции. Для тех, кто лишен этого природного дара, существуют цветовые круги. Это специальные заготовки, модели, в которых спектр разложен по полочкам. К ним прилагаются алгоритмы «правильных» сочетаний: монохромное, аналогичное, контрастное.
Круг цветовых сочетаний Йоханесса Иттена
Первым известным создателем цветового круга был швейцарский дизайнер и художник Йоханесс Иттен. В его модели содержится 12 секторов, в каждом из которых расположен определенный цвет: 3 основных, 3 дополнительных и 6 второстепенных. Раньше художники и оформители пользовались более примитивной моделью с 8 секторами. В них цвета располагались как на радуге («Каждый Охотник Желает Знать…») и дополнялись пурпурным, который соединял в круг два крайних оттенка.
Цвета классифицируются на два типа:
Также цвета могут быть спектральными и неспектральными. Яркий пример последних – пурпурный.
В разное время в различных культурах люди пытались выделить основные цвета. Результатом этих попыток стало возникновение трио RYB (красный, желтый и синий). В прошлом веке эта модель была заменена на более удобную аддитивную систему RGB (красный, зеленый, синий).
Принцип отбора основных цветов довольно прост: их разные сочетания помогают создать другие дополнительные цвета, но при этом ни одного из участников трио нельзя получить путем смешения двух других его «напарников». Если соединить сразу три основных цвета, то получится белый. Многие задают себе вполне логичный вопрос: как, смешав красную, зеленую и синюю краски, можно получить не грязновато-серый оттенок, а белый? Можно, если мыслить не категориями художника, а проводить параллели с направленными лучами.
Цвет – это ощущения, которые получает человек после того, как в его глаза попадают световые лучи разного спектра. И такие ощущения могут сильно отличаться у разных индивидов. От каких факторов это зависит и почему происходит именно так – до сих пор остается загадкой. У большей части людей определенные цвета вызывают конкретные эмоции. Отбиваются от большинства единицы, поэтому при разработке бренда их индивидуальное восприятие не учитывается, так как чаще всего продукт рассчитан на массы. Например, белый, в большинстве культур – символ чистоты и невинности, а черный говорит о строгости и солидности.
Огромный вклад в изучение влияния цвета на состояние и поведение человека внес швейцарский психолог и психиатр Макс Люшер, разработавший цветовой тест Люшера. Он создал не только методику лечения цветом, также под его руководством очень много известных транснациональных компаний разрабатывали бренд-айдентику с учетом психологии восприятия масс. Главный труд Макса Люшера – «Закон гармонии в нас». Знание основных выводов данной работы – «мастхэв» для специалиста по брендингу.
Почему женщины (за редким исключением) любят окружать себя яркими и сочными оттенками, в то время как мужчины предпочитают сдержанные цвета? Может, такие привычки заложены еще в детстве, когда мальчиков традиционно наряжают во все синее, а девочек – в розовое? Почему женщины так часто обижаются на своих спутников, которые не видят разницы между розовым и коралловым? Причина кроется в мужской лени и нежелании разбираться в неинтересных вещах или все же дело совсем в другом?
Ученые доказали, что женщины и мужчины обладают разным цветовосприятием:
Эти правила стоит учитывать и при разработке бренда, если он рассчитан на целевую аудиторию, которая отбиралась по гендерному признаку. Мужчин привлечет бренд одного цвета, а женщины обратят внимание на совсем другое сочетание оттенков.
Каждый цвет что-то значит для человека. Конечно, конкретный цвет может вызывать сугубо индивидуальные эмоции, но у большинства людей ассоциативный ряд схож, не зря ведь он возникает на уровне подсознания. Приведем краткий перечень цветов и чувств, которые они вызывают:
Оттенки могут отличаются от основного цвета полутонами вызываемых эмоций. Значение имеет их интенсивность. Темные оттенки воспринимаются более мрачно, а светлые (пастельные тона) ассоциируются с нежностью.
Информационно-исследовательский центр Pantone Color Institute занимается изучением цвета и делится своим опытом в области цвета с профессионалами в самых различных отраслях. В конце каждого года Pantone называет оттенок, который будет определяющим для мира моды, дизайна и других отраслей на следующие 12 месяцев.
В последние годы стала заметной тенденция «закрепления» определенных сочетаний цветов за конкретными отраслями, например:
Этот список можно продолжать до бесконечности...
При разработке бренда стоит учитывать несколько простых правил, касающихся цвета:
И, конечно, самое главное – цветовой баланс. Бренд не должен давить на потребителя агрессивным сочетанием оттенков, только мягко подталкивать к действию, интриговать и заинтересовывать.