Напишите нам:
Свяжитесь с нами по телефонам:

Рынок ритейла в России на грани выживания?

13.01.2015

Анализ рынка ритейла за 2014 год

Состояние российского рынка ритейла в текущем году безрадостно, но совсем не безнадежно. Глубокий и всесторонний анализ оставим специалистам-аналитикам. Мы же, как практики, а не теоретики, оценим общую ситуацию и остановимся на одном моменте.

 

Хроника пикирующего бомбардировщика

Весь год спад продаж набирал обороты. За 9 месяцев общий товарооборот розницы замедлился в сравнении с январем-сентябрем 2013-го более чем в 1,5 раза. В целом в уходящем году рост розницы к III кварталу замедлился до 1,4% с 1,9 и 3,6% во II и I кварталах соответственно и был втрое меньше, чем в III квартале прошлого года. Но анализ рынка ритейла показывает: ситуация в разных сегментах имеет свои особенности.

 

Американские горки непродовольственной розницы

Осенью 2014 года, согласно данным исследовательского центра «Ромир», продажи непродовольственных товаров, электроники, бытовой техники, мебели, одежды  продолжали снижаться: -20% по итогам сентября, -5% по итогам октября.

экономический кризис 2014

Тем не менее, настроение в непродовольственном ритейле было относительно спокойным. Главный операционный директор MediaMarkt Патрик ван дер Линден отмечал, что продажи в его сети находятся «в пределах сезонной нормы».

Ни спада, ни ажиотажного спроса не наблюдали ни в Hoff, ни в «М.Видео». А для IKEA уходящий год принес прогнозный рост выручки более чем на 20% (это около 97 млрд. руб) и увеличение доли на мебельном рынке до 18,5% против 16% в 2013 году. «Российский потребитель слышит о кризисе, но еще его не почувствовал», – так оценивал осенью рынок ритейла в России в 2014 году исполнительный директор ювелирной сети «Адамас» Максим Вайнберг.

В конце года кризис накрыл потребителя. Обвал рубля и неопределенность с санкциями и ценами заставили население спешно избавляться от денежных запасов. «Сливки» снял, конечно, доллар, но кое-что досталось и торговле. Предновогодний – а, точнее, предкризисный, – ажиотажный спрос коснулся  автомобилей, люксовых товаров, мебели и бытовой техники. Так, по оценкам экспертов, ежедневный оборот IKEA в декабре 2014-го составил 800 млн-1 млрд руб. Это в 2-2,5 раза выше, чем в обычные дни года.

По оценкам экспертов, продажи в декабре принесут некоторым ретейлерам четверть или даже треть годового оборота. После того как люди раскупят бытовую технику и электронику, они переключатся на одежду и косметику, прогнозируют аналитики.

Но анализ рынка розничной торговли показывает: всплеск продаж обусловлен «бегством» от рубля и закончится вместе с боем курантов. Общая экономическая ситуация и январское повышение цен приведут к ускоренному падению непродовольственного ритейла.

 

Продовольственный ритейл: плавное снижение

Обороты рынка продуктового ритейла падают с мая 2014-го,нулевой рост во II квартале сменился спадом на 0,4% в третьем.

Доля продуктов питания в общем объеме потребления повседневных товаров (без учета услуг и крупных покупок) в прошедшем октябре выросла на 5 процентных пунктов по сравнению с октябрем 2013-го. Но вызвано это отнюдь не ростом покупок продуктов, а снижением реальных доходов и ухудшением структуры потребления.

розничные продажи, кризис

По данным ноябрьского исследования «Ромир», 19% россиян вынуждены отказывать себе в некоторых продуктах питания. По сравнению с 2012 годом эта цифра выросла более чем вдвое – тогда таких потребителей было 8%. Число тех, кто оценивает свой доход как достаточный, чтобы не экономить ни на чем, снизилось с 15% до 7%.

Особо безрадостна ситуация в регионах. Владелец калининградской продуктовой сети «Семья» Олег Пономарев так описывает положение дел: «Мы наблюдаем отток трафика, снижение среднего чека, например, в нашей сети – около 6%. Его структура меняется – покупатели ищут дешевую замену привычным продуктам».

Налицо плавное снижение продовольственной розницы. Но специалисты не ожидают здесь резкого ухудшения ситуации. Анализ рынка ритейла скорее говорит о неизбежности долговременной стагнации. При этом лучше будет чувствовать себя эконом-сегмент, а наибольшие потери понесут ритейлеры среднего и высокого сегмента.

 

Кому кризис, а кому…

Вот мы и подошли к любопытному моменту. Рынок ритейла  в России в целом падает, но в ухудшающейся ситуации разные игроки показывают совершенно разные результаты.

В 2012-м году «Мираторг», один из крупнейших агрохолдингов в стране, собирался в течение трех лет открыть 500 магазинов по всей стране. К началу 2014-го сеть доросла до 86 супермаркетов в 15 регионах. Однако за прошедший год число магазинов сократилось почти на 40%: с 86 до 53 в 11 регионах. Судьба оставшихся магазинов тоже не решена. По словам вице-президента «Мираторга» Александра Никитина, может быть закрыто еще пять супермаркетов в Санкт-Петербурге.

В то же время «Магнит» за девять месяцев 2014 года увеличил чистую прибыль по МСФО на 42,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 33,89 миллиарда рублей. Даже с учетом роста цен такое увеличение говорит о том, что доля рынка крупнейшего ритейлера России стала еще больше.

Выручка Like-for-Like у «Магнита» в первом полугодии этого года выросла на 13,45%, у «Дикси» – на 11,65%, у X5 – на 8,1%. У сети «магазинов одной цены» Fix Price, работающих больше года, рост выручки в 2014-м тоже близок к двузначному. При этом, если ранее сеть заявляла о планах на 2014 год дорасти до 1450 магазинов, а в следующем – до 1950, то только с 25 сентября по 6 октября она увеличилась с 1523 до 1537 торговых точек (по данным на сайте сети).

Вот такие противоположные тенденции демонстрирует рынок ритейла-2014. Думаем, впереди еще немало сюрпризов.

 

Думайте сами, решайте сами…

Итак, все как всегда: кто-то теряет, кто-то находит…Кто и почему? И как пережить кризис?

Мы уверены: в выигрыше – те, кто научился максимально оптимизировать бизнес-процессы и технологии. Это относится и к брендингу, на котором в кризис все стремятся сэкономить. Ведь розничный бренд – это не только эмоциональный образ. Это отражение всех главных составляющих магазиностроения: аудитория, место, цена, ассортимент, мерчандайзинг, сервис, коммуникации с покупателем. Тот, кто не смог создать гармоничный и сильный бренд, может выбыть из игры. 

Что делать? Адаптироваться к ситуации, когда покупатель готов экономить, но не готов к резкому снижению качества сервиса. Это нужно учитывать и делать упор на новые формы промоактивности, выстраивание более мощной связи с потребителем.

Здесь, как никогда, важно сотрудничество с профессионалами. Их цель – не красивые картнки для презентаций, а продуманные, эффективные и доступные творческие решения для розничного брендинга. Решения, основанные на опыте и знаниях. Анализ рынка ритейла и истории успешных и проигравших розничных брендов однозначно доказывает: оптимизация, экономия, поиск нетривиальных путей, анализ успешного опыта западных сетей эконом-сегмента и его творческое применение к нашим реалиям, незаметная невооруженным глазом замена дорогих аналогов без потери в качестве – вот арсенал инструментов ритейл-брендинга, которые помогут пережить кризис.

Сегодня снова актуален ритейл-брендинг «по-русски», когда нужно создать «конфету» из ничего. И лучше всего это сделают российские специалисты, отлично понимающие российский рынок и российского потребителя, и при этом владеющие зарубежными ритейл-технологиями. Синтез знаний, креативности и природной выживаемости российских умов способен создать наиболее эффективные решения для отечественного ритейла.

© Adlibitum.ru. При полном или частичном копировании статьи ссылка на первоисточник обязательна.

Оставить заявку:

Заполните поля ниже, и наш менеджер свяжется с вами

Бриф, фото, планировка (при наличии):

МЫ НАХОДИМСЯ ПО АДРЕСУ:

Москва, Варшавское шоссе, д.1, стр.1, БЦ W-plaza, 6 этаж, каб. В613

в начало
Поделиться: