Может ли фирменный стиль магазина быть эффективным? Иначе говоря, могут ли деньги, вложенные в его разработку, приносить реальную отдачу? И не когда-то в будущем, а сразу после открытия магазина?
Да, это возможно. Если разрабатывать стиль будут специалисты по брендингу в ритейле. Тогда он станет одним из инструментов привлечения покупателей и роста продаж.
Данное утверждение основано на главной особенности фирменного стиля любого магазина, принципиально отличающей его от обычного корпоративного стиля.
Она заключается в том, что стиль розничного магазина существует прежде всего в торговой среде, в физическом пространстве магазина.
Обычно главным носителем корпоративного стиля служит различная документация и рекламные материалы компании. Остальные элементы, будь то фирменная одежда персонала, фирменный транспорт и прочие подобные вещи, служат лишь дополнением.
В фирменном стиле магазина всё наоборот. Здесь дополнение – это фирменная документация. А главные носители стиля – элементы оформления пространства магазина, включая архитектурно-дизайнерские решения и его оснащение.
Фирменный стиль магазина воплощается в конкретных физических объектах:
Но с самого начала к данной разработке предъявляются гораздо более жесткие требования, чем к созданию обычного стиля. Ведь все перечисленные элементы должны быть пригодны не просто к полиграфическому воспроизведению на бланках и визитках, а к практическому воплощению «в материале».
Строительные и отделочные работы, элементы оформления торгового оборудования и навигации из металла, дерева, ДСП, МДФ, пластика, стекла и прочих материалов – вот где реализуется стиль магазина. Это значит, что дизайнерские решения должны быть не просто красивыми, а технологичными, практичными и удобными в реализации.
При этом надо помнить, что они должны быть ещё и эффективной коммуникацией бренда магазина, отражать концепцию его позиционирования, нести нужное «послание» бренда потребителю.
Это очень важно. Ведь современный покупатель не хочет довольствоваться только близостью магазина и широким ассортиментом. Рост конкуренции в ритейле ведет к нивелированию ассортиментных и ценовых различий в магазинах одного сегмента. Поэтому для покупателя все большее значение приобретает уровень «комфортности пребывания» в пространстве магазина. Этот показатель определяется не только рациональными факторами (сервис, уровень обслуживания, дополнительные услуги и прочее), но и эмоциональными. И один из них – внешняя и внутренняя эстетика магазина. А это и есть стиль магазина.
Разработать фирменный стиль, соответствующий таким жестким требованиям, под силу только специализированным компаниям, работающим с ритейлом. Они располагают всеми необходимыми ресурсами, главный из которых – специалисты по брендингу и профессиональные дизайнеры. Вместе со специалистами по рознице они создадут для Заказчика магазин, который будет не только максимально отвечать рациональным потребностям покупателя, но и каждой своей деталью привлекать его, обещать воплощение ожиданий и желаний.
Формирование фирменного стиля магазина такой сложности – длительная и дорогостоящая работа. Но пренебрежение подходом к созданию стиля магазина именно как к созданию основ розничного бренда чревато тем, что тогда у магазина вряд ли появится полная гармония формы и содержания. Это однозначно заметят самые требовательные покупатели. Обычно они же и самые платежеспособные. В условиях жесткой конкуренции возрастет риск того, что они перейдут в более комфортный, продуманный и стильный магазин.
Тогда станет неизбежным Но важно понимать: разовое вложение в создание основ розничного бренда позволит сразу создать эффективные решения и в последующем сократить затраты на его дальнейшее продвижение. А потребует его закрытия и в итоге обойдется гораздо дороже.
Профессионально разработанный фирменный стиль бренда розничного магазина обеспечит уникальность магазина, повысит его привлекательность. Покупателю будет приятно там находиться, – значит, он не станет торопиться быстрее покинуть магазин, дольше пробудет в нем, больше купит и с удовольствием вернется снова. И знакомым посоветует. Так средства, вложенные в фирменный стиль, обернутся ростом продаж. Так стиль будет эффективным и станет залогом успеха у покупателей.